Программа индивидуального консультирования для детей вынужденно покинувших территорию Украины
« Свет надежды»
Актуальность: В связи с сложившейся ситуацией на Украине возникла необходимость помощи детям из семей беженцев, которые поступили на обучение в общеобразовательные заведения Российской Федерации. Дети имеют кризисные состояния, переживания последствий военных действий.
У них наблюдаются нарушения в эмоционально-волевой ( страхи, тревожность, агрессивность) и познавательной сфере ( отставание по определенным предметам, отсутствие мотивации).
Целью данной программы является:
- устранение детских страхов, тревожности и агрессивности;
- повышение успеваемости и концентрации внимания,
- мотивирование ребенка.
Перед программой поставлены такие задания:
- устранить детские страхи, тревожность, агрессивность;
- повысить успеваемость и концентрацию внимания ребенка;
- мотивировать ребенка.
Методы: рисование, упражнения, моделирование ситуаций.
Режим работы: 3 занятия. Длительность занятия – 1 час. Частота встреч – 1 раз в месяц.
Возраст: 7-10 лет, 1- 4 класс.
Предполагаемые результаты:
- снижение или устранение страхов, тревожности и агрессивности;
- повышение уровня успеваемости и концентрации внимания;
- появление мотивации у ребенка.
Методическое обеспечение: сценарий каждого занятия, бумага белая, бумага цветная, цветные и обычные карандаши, ручка.
Дополнительная литература:
1.«Арт-терапия в работе с детьми.- Киселева М.В. 2006 г.
2. «Методы обучения творчеству». – Серая Е. С., Парахин С. М. Ростов-на-Дону 2004г.
3. «Психология цвета. Теория и практика». –Базыма Б. А. Речь. Санкт-Петербург 2005 г.
4. «Психология здоровья человека».- Васильева О. С., Филатов Ф. Р. Москва. Академия 2001г.
5. «Психологические тесты и упражнения для детей.»_ Кэтрин Тейлор. Москва Эсмо 2002г.
6. «Психология детского творчества». – Николаева Е. И. Речь. Санкт-Петербуг 2006.
Структура занятия:
- вводная часть (ритуал приветствия, рефлексия предыдущего занятия, разминочные упражнения);
- основная часть (задания, направленные на проработку темы);
- завершения занятия (рефлексия полученных навыков, возможности применения их в обычной жизни, анализ межличностного взаимодействия, внутриличностных процессов, ритуал прощания).
Темы занятий:
- «Мир эмоций»
- «Мой интеллект и внимание»
- «Почему так, а не иначе»
Занятие № 1
«Мир эмоций»
Цель: устранение детских страхов, тревожности и агрессии.
- Упражнение « Кто я такой?»
Знакомство ученика с психологом. Психолог первый рассказывает о себе по плану:
- меня зовут;
-мне _ лет;
- я работаю (учусь);
- я увлекаюсь;
-я планирую;
-я хочу.
По такому же плану о себе рассказывает ученик.
- Упражнение «Здравствуйте»
Психолог и ученик здороваются сначала за руку, потом кивком головы, касанием правого и левого плеча.
- Упражнение « Идентификация с именем»
Психолог просит ребенка нарисовать себя в прошлом, настоящем и будущем.
Затем называет три варианта имени. Ребенок подбирает имена к каждому портрету.
- Упражнение « Что такое тревожность?»
Ученика спрашивают, как он понимает смысл слова «тревожность», какие ассоциации оно у него вызывает. Все ассоциации записываются на листе. В ходе дальнейшего обсуждения необходимо подвести ребенка к пониманию того, что тревожность – это склонность к формированию страхов.
- Упражнение «Какие ситуации вызывают у меня страх?»
Ребенок должен ответить на вопросы поставленные психологом:
« Какие ситуации вызывают у тебя страх?»
« Как выглядит твой страх?»
- Упражнение « Я справлюсь»
Ученику предлагается нарисовать свой страх, а потом разорвать листочек. Ребенку объясняется, что теперь ему нечего боятся, его страха нет и нечего боятся.
- Упражнение « Конкурс художников»
Психолог заранее готовит черно-белые рисунки какого-нибудь сказочного агрессивного персонажа, а ребенок должен его разрисовать, чтоб он стал добрым.
- Упражнение «Волшебное слово»
Вначале несколько упражнений релаксационного дыхания, а дальше ребенку предлагается выбрать волшебное слово, при произнесении которого можно почувствовать себя более спокойно и уверенно. Это могут быть слова: «тишина», «покой», «радость». Главное чтоб они помогали. Давай попробуем. Какое слово ты подобрал (а).
Занятие № 2
«Мой интеллект и внимание»
Цель: повышение успеваемости и концентрации внимания.
- Упражнение «Настроение в цвете»
Ребенку предлагается выбрать из 4 цветных фигурок, фигурку того цвета которого он хочет. Дальше идет обсуждение «Почему эта, а не другая? Что она обозначает? Почему ты её выбрал?»
- Упражнение «Рассказ по картинкам»
Ребенку предлагается картинка по которой он должен составить рассказ.
- Упражнение «Рисование на заданную тему»
Ребенку предлагается нарисовать противоположные понятия (добро и зло, красивое и безобразное, веселое и грустное).
- Упражнение «Что меня окружает?»
Ребенка просят сочинить устный рассказ о каком-то времени года.
- Упражнение «Исключение понятий»
Ребенку дается задание: « Из пяти предложенных слов одно слово является неподходящим. Найди неподходящее слово».
- Упражнение «По-другому»
Ребенку предлагается сказать слова по другому, например: дорога (путь).
- Упражнение «Продолжи предложение»
«Дети ушли в поход, потому что …Дети ушли в поход, несмотря на …Дети ушли в поход, чтобы…».