Главная | Регистрация | Вход | RSS | Вторник, 19.03.2024, 09:00 |
МБОУ ООШ № 20 | |
Приветствую Вас Гость |
|
Яковлева Виктория Александровна "Организация внеурочной деятельности"Программа кружка ЮИД «Друзья дороги» Миронова В.А., учитель начальных классов МБОУ ООШ № 20 Пояснительная записка Актуальность и новизна программы: При переходе на федеральные государственные стандарты второго поколения, современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать своё внимание на соблюдении ПДД и культуру личной безопасности.
Из года в год развиваются сети дорог и увеличивается поток автомобилей на них, что приводит к ряду проблем. Травматизм на дорогах беспокоит людей всех стран мира. Плата за невнимательность или незнание ПДД очень дорогая и ничем не оправданная. За каждой из дорожных трагедий – судьба ребёнка и горе родителей. Поэтому невозможно оставаться равнодушным, когда речь идёт о безопасности детей. Причём несчастные случаи всё чаще происходят не на больших магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома. И, к сожалению, зачастую причиной ДТП бывают дети. Это происходит потому, что учащиеся не знают правил дорожной безопасности или нарушают их, не осознавая опасных последствий нарушений. Донести эти знания до детей, выработать в них потребность в соблюдении ПДД для самосохранения – в этом и состоит задача педагога кружка ЮИД «Друзья дороги» Общение с сотрудниками ГИБДД, театрализованные представления, беседы и игры на данную тему в непринуждённой обстановке производят на детей более сильное впечатление, чем традиционный урок. В атмосфере общего творчества всё усваивается намного легче, поэтому полезно устраивать конкурсы рисунков, викторины, агитбригады, инсценировки, дорожные практикумы и соревнования. Конкурсы, шоу-программы по агитации дорожно-транспортной безопасности дают возможность детям проявить свои творческие способности. Умение донести до других информацию в творческой форме – не такое уж лёгкое дело, зато интересное. Соревнования по фигурному вождению велосипеда с соблюдением правил дорожного движения дают возможность проявить себя на практике. В случае, когда учащийся чувствует себя водителем, отвечающим за положение на прозжей части дороги, помогает сознательней оценивать поведение пешехода и быть более требовательным к себе. А знание основ медицины и умение оказывать первую медицинскую помощь в аварийной ситуации помогает учащимся уверенней чувствовать себя в жизни. В начале учебного года детям предоставляется возможность представить свою агитбригаду ЮИД на городском конкурсе, а в конце года испытать свои знания и умения на школьных соревнованиях «Безопасное колесо», что и будет хорошей проверкой усвоенного курса. Практическая направленность и значимость программы:
Содержание программы Программа кружка ЮИД «Друзья дороги» разработана на основе примерных программ внеурочной деятельности начального и основного образования под редакцией Л.И. Тошева «Основы безопасности дорожного движения» Москва «ВАКО» 2011, В.А.Лобашкина, Д.Е.Яковлев, Б.О.Хренников, М.В.Маслов (под редакцией П.В.Ижевского). Москва «Просвещение» 2009г., а также с использованием учебно-методической литературы по ПДД: Правил дорожного движения, а также Программы правил дорожного движения для общеобразовательных школ и внешкольных учреждений I – VIII классов 2005 г., Методических рекомендаций по обучению школьников правилам безопасности движения 1992г. Программа является модифицированной.
Целью программы является создание условий для выработки навыков безопасного поведения на дороге, формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности, предупреждение детского дорожно – транспортного травматизма, воспитание убежденных, образцовых участников дорожного движения. Задачи программы:
Образовательные
Развивающие:
Воспитательные:
Развитие личностных качеств обучающихся:
Направление деятельности: Разработка комплекса профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения для детей будет проводиться по пяти направлениям:
Более опытные юные инспектора дорожного движения могут принять участие в патрульной деятельности: - участие в сопровождении взрослых в патрулировании и рейдах, в целях предотвращения нарушений со стороны детей Правил дорожного движения, выпуск молний по результатам патруля и рейдов, информирование родителей о нарушении школьниками правил дорожного движения, дежурство у перекресков в микрорайоне школы.
Педагогические принципы программы: -деятельность кружка не должна нарушать учебного процесса школы; -добровольность участия в данном виде деятельности; -доброжелательная и непринужденная обстановка работы кружка; -компьютер и выход в Интернет; - банк данных (разработки уроков, бесед, лекции для родителей, памятки, разработки внеклассных мероприятий) Методы и средства обучения:
Словесные – рассказ, объяснение, беседа. Наглядные – показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов, презентаций. Практические – выполнение практических заданий в тетрадях, игровые ситуации, с помощью которых проверяется знание ПДД, решение задач, кроссвордов, тестов, экскурсий по городу с целью изучения программного материала.
Формы и методы контроля:
· тестирование и контрольные опросы по ПДД; · викторины, смотры знаний по ПДД; · игры-тренинги; -решение задач по ПДД на компьютере; · анализ результатов деятельности. Методы и формы занятий в кружке: Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий. С первого и до последнего этапа работы в кружке его участникам, независимо от возраста, необходимо прививать серьёзное отношение к делу. Так как программа больше всего уделяет внимание пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей, то с этой целью рекомендуется использовать: Формы обучения младших школьников ПДД: *Организация работы отряда ЮИД Работа с родителями: *Составление и распространение памяток ребенок и дорога Сроки реализации программы: 2 года (3–4 классы). Кружок ЮИД «Друзья дороги» относится к части учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса, является внеурочной деятельностью социального направления.
Возрастной диапазон обучаемых: 8 – 12 лет. Ожидаемые результаты: За весь период обучения школьники должны освоить: - правила поведения пешеходов на дороге; - назначение дорожных знаков, их использование в дорожных ситуациях; - пропагандировать знания ПДД среди учащихся; знать: - историю детского объединения ЮИД, службы ГАИ-ГИБДД; - историю развития Правил дорожного движения; - о первых светофорах, легковом, грузовом и общественном транспорте; - серии дорожных знаков и их представителей; - новые формы агитации и пропаганды ПДД; уметь: - работать с Правилами дорожного движения, выделять нужную информацию; - читать информацию по дорожным знакам; - оценить дорожную ситуацию, - участвовать в конкурсах; иметь навыки: - дисциплины, осторожности, предвидения опасности на дороге, не переходящие в чувство боязни и страха;
Универсальные учебные действия для учащихся 3 класса: 1. Ориентирование и поведение в окружающей среде: — определять «на глаз» расстояние до объекта (близко, далеко, рядом, несколько метров, несколько шагов); — определять «на глаз» особенности движения и скорость передвижения объекта (передвигается спокойно, быстро, медленно, неуверенно, тормозит, останавливается, набирает скорость) 2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения: — выделять в окружающей среде знаки дорожного движения, кратко характеризовать их, соотносить с разными формами поведения; — определять по световым сигналам поворота транспортного средства направление его движения (налево, направо, назад); — находить на рисунках и схемах части дороги; строить графическую модель дороги, означать ее части; — находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожной ситуации; — объяснять правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения; — выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни); — самостоятельно выбирать маршруты безопасного движения от дома до школы (библиотеки, кинотеатра, магазина). Универсальные учебные действия для учащихся 4 класса: 1. Ориентирование и поведение в окружающей среде: — характеризовать слова «опасность», «опасный»; — объяснять значение слов «осторожный и неосторожный», «внимательный и невнимательный», — предвидеть результат возникшей ситуации при различных действиях в окружающей среде; выделять особо опасные ситуации, предусматривать свои действия в них; — представлять возможное развертывание ситуации, отвечать на вопрос «что будет, если …»; — осуществлять правильный подсчет времени на дорогу в неблагоприятных условиях (особенности дороги, погоды и пр.). 2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения: — объяснять значение правил дорожного движения; — группировать знаки ДД по назначению (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационные, знаки особых предписаний), объяснять назначение каждой группы знаков ДД; — соотносить знак дорожного движения с конкретной ситуацией на дороге; находить и исправлять ошибки в схемах и рисунках, раскрывающих разные ситуации дорожного движения; — анализировать погодные условия, знать особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях; — выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни); проводить игры и учебные ситуации со сверстниками и малышами; разыгрывать различные роли (водитель, пешеход, пассажир), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации; — анализировать свое и чужое поведение, находить ошибки, устанавливать их причины, определять пути исправления. −− выработать навыки по оказанию первой медицинской помощи. Такой подход позволяет реализовывать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Модули программы для 3 класса
|