Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 20.07.2019, 14:21

Мой сайт

Меню сайта
Наш опрос
Как вы оцениваете доброжелательность и вежливость сотрудников нашего образовательного учреждения
Всего ответов: 30
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних

 

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни).

Психологический смысл подросткового суицида — «крик о помощи», стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания смерти нет, представление о ней крайне неотчетливо, инфантильно. Смерть представляется в виде желательного, длительного сна, отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир, так же она видится средством наказать обидчиков.

Что в поведении подростка должно насторожить

·              Резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и оценкам.

·              Подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность, которое сохраняется длительное время.

·              Резкое изменение поведения (стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, начал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей).

·              Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников.

·              Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя или о нежелании продолжать жизнь. (Разговоры о нежелании жить – попытка привлечь внимание взрослого к себе и своим проблемам. Бытует миф, что если человек говорит об этом,  то значит, этого не сделает. Однако это не так! Отчаявшийся подросток, на которого не обращают внимания, вполне может довести свое намерение до конца).

·              Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью.

Опасные ситуации, на которые надо обратить особое внимание

·              Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях).

·              Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми.

·              Несчастная любовь или разрыв романтических отношений.

·              Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание).

·              Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха.

·              Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства).

·              Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия, алкоголизм).   

Четыре основные причины:

·              Изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой никто не интересуется);

·              Беспомощность (ощущение,  что ты не можешь контролировать жизнь, все зависит не от тебя);

·              Безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);

·              Чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).

Оказание первичной помощи в беседе с подростком

 

Если вы слышите

Обязательно скажите

Никогда не говорите

1

«Ненавижу учебу, класс...»

«Что происходит у нас, из-за чего ты себя так чувствуешь?»

«Когда я был в твоем возрасте... да ты просто лентяй!»

2

«Все кажется таким безнадежным...»

«Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы и какую из них надо решить в первую очередь»

«Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе»

3

«Всем было бы лучше без меня!»

«Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит»

«Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом»

4

«Вы не понимаете меня!»

«Расскажи мне, как ты себя чувствуешь. Я действительно хочу это знать»

«Кто же может понять молодежь в наши дни?»

5

«Я совершил ужасный поступок...»

«Давай сядем и поговорим об этом»

«Что посеешь, то и пожнешь!»

6

«А если у меня не получится?»

«Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное»

«Если не получится — значит, ты недостаточно постарался!»

При проведении беседы с подростком, размышляющим о суициде, педагогам рекомендуется:

·              внимательно слушать собеседника, т.к. подростки часто страдают от одиночества и невозможности излить душу;

·              правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима;

·              не выражать удивления услышанным и не осуждать ребенка за любые, даже самые шокирующие высказывания;

·              не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, что ему живется лучше других; высказывания "у всех есть такие же проблемы" заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным;

·              постараться развеять романтическо-трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти;

·              не предлагать неоправданных утешений, но подчеркнуть временный характер проблемы;

·              стремиться вселить в подростка надежду; она должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей.

Внимание!!! Решение лишить себя жизни – спонтанный порыв, поэтому его практически  не возможно предугадать и предотвратить. На самом деле роковой шаг редко совершается под влиянием внезапного порыва. В большинстве случаев решение вызревает постепенно, вынашивается несколько дней, недель или даже месяцев.

Человек задумавший лишить себя жизни, никому не станет об этом рассказывать. Если кто-то и заговорил об этом – значит, не всерьез. Большинство покусившихся на свою жизнь (примерно семь из десяти) с кем-то делились своими планами или хотя бы намекали на них. Не всегда эти намеки удается уловить и правильно понять. Самое главное помнить: для многих «последней каплей» послужило именно то, что близкие от них отмахнулись, не приняли их всерьез.

 

Что в поведении подростка должно насторожить

·              Резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и оценкам.

·              Подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность, которое сохраняется длительное время.

·              Резкое изменение поведения (стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, начал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей).

·              Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников.

·              Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя или о нежелании продолжать жизнь. (Разговоры о нежелании жить – попытка привлечь внимание взрослого к себе и своим проблемам. Бытует миф, что если человек говорит об этом,  то значит, этого не сделает. Однако это не так! Отчаявшийся подросток, на которого не обращают внимания, вполне может довести свое намерение до конца).

·              Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью.

Суицид – это то, чего практически всегда можно избежать.

Главное, что для этого необходимо вовремя заметить тревожные сигналы.

Не следует говорить ребенку:

·              «Когда я был в твоем возрасте…да ты просто несешь чушь!»;

·              «Подумай о тех, кому хуже, чем тебе»;

·              «Не говори глупостей. Поговорим о другом»;

·              «Где уж мне тебя понять!»;

·              «И что ты теперь хочешь? Выкладывай немедленно!»;

·               «Не получается – значит, не старался!»;

·              «Все дети, как дети, а ты …»;

·              «Сам виноват…не жалуйся…..бестолочь».

Обязательно скажите ему:

·              «Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом»;

·              «Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить»;

·              «Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом»;

·              «Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять».

Опасные ситуации, на которые надо обратить особое внимание

·              Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях).

·              Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми.

·         Несчастная любовь или разрыв романтических отношений.

·         Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание).

·         Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха.

·         Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства).

·         Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия).   

Риск суицида выше в семьях, отношения в которых строятся на зависимости.

Приемы предупреждения суицидов

·              Воспринимайте ребенка всерьез. Относиться снисходительно нельзя.

·              Выслушивайте – «Я слышу тебя». Дайте ему возможность высказаться. Уделите ему ваше время. Задайте вопросы и внимательно слушайте.

·              Ни в коем случае не оставляйте нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка;

·              Анализируйте вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию;

·              Воспитывайте в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах;

·              Не опаздывайте с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии, взаимоотношений и т.д.;

·              Не иронизируйте, если в какой-то ситуации ребенок оказался слабым физически и морально, помогите ему и поддержите его, укажите возможные пути решения возникшей проблемы;

·              Будьте внимательны к косвенным показателям при предполагаемом самоубийстве. Каждое шутливое упоминание или угрозу следует воспринимать всерьез.

·              Подчеркивайте временный характер проблем – признайте, что его чувства очень сильны, проблемы сложны – узнайте, чем вы можете помочь, поскольку вам он уже доверяет.

·              Обсудите с ним работу служб, которые могут оказать помощь в ситуации, сопряженной с риском для жизни; записать соответствующие номера телефонов;

 

Настраивайте своих детей на удачу!

Есть множество вещей, что, так или иначе,

Важны для нас и очень хороши

Их всем желаю от души:

Любви, здоровья и удачи!

1. Проанализируйте отношения с детьми.

2. Будьте внимательны к ним, их словам и поступкам.

3. Не жалейте любви для своих детей.

* Суицид  у подростков является следствием невнимания к ним.

* Иметь элементарные знания психологии данного возраста.

* Помнить, что при наличии у подростка кризисных явлений, он всегда нуждается в участии взрослых.

* Учитывать характер окружающей подростковой микросреды.

При высказывании подростком суицидальных мыслей, намерений:

- обеспечить постоянное наблюдение за ребенком;

- сделать недоступными для него предметы и вещества (лекарства), с помощью которых он может осуществить свой суицидный замысел;

- успокоить подростка беседой, с помощью лекарства, дать ему выговориться;

- изменить взаимоотношения в положительную сторону.

ЗВОНИ! ОБРАЩАЙСЯ!

Мы верим тебе! Вместе мы справимся с любой проблемой!

МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Успех»  города Новошахтинска

Ул. 4-я Пятилетка, 16

3-22-55, 3-23-28

 

- консультации психолога и социального педагога;

- диагностика ребенка и организации коррекционных занятий с ним;

- работа психолого-медико-педагогической

комиссии по определению образовательного

маршрута обучения ребенка

 

 

 

 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Июль 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2019
    Конструктор сайтов - uCoz