ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА МБОУ ООШ № 20 НА 2015-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД (продолжение)
Программа «Подросток»
Пояснительная записка
Актуальность. В связи со сложной ситуацией в стране, когда ученик средней школы подвержен различным негативным влияниям не только с внешней стороны, но и порой даже и в семье, обществу нужны коренные перемены в области профилактической работы. В школе профилактическая работа должна опираться на лучшие качества учащихся, на их достижения, пусть и небольшие.
Умение самостоятельно мыслить и принимать решения, не перекладывая собственной ответственности на других, в современной жизни необходимо каждому. Умение делать выбор – большое искусство, которому учатся годами. Очень часто выбор делается без участия человека, за него и совсем не в его интересах. Данная программа может и должна помочь школьникам как можно раньше увидеть проблему выбора, научиться выбирать свой путь, научиться отвечать за свои поступки. Требования к современной школе значительно возросли. От неё требуется не только дать учащимся определённый объём знаний, но и сформировать навыки активной жизненной позиции, в том числе потребность в самостоятельном принятии решений в различных жизненных ситуациях и готовность нести ответственность за принятые решения. Программа включает в себя целенаправленное обучение школьников противостоять внешним отрицательным факторам, уметь формулировать и высказывать собственную позицию, аргументировано защищать её. Всегда говорить – «Нет – наркотикам!», «Нет – алкоголю!», «Нет – табакокурению!», «Нет – правонарушениям!». Сроки реализации программы: 2015-2018 годы. Цели программы:
1. Сформировать у школьников устойчивую негативную реакцию к употреблению алкоголя, наркотиков, табакокурению.
2. Способствовать предупреждению правонарушений и бродяжничества среди несовершеннолетних.
3. Развивать первичные умения анализировать любую социальную ситуацию, предоставляющую возможность делать правильный обоснованный выбор, принимая на себя ответственность за принятое решение. Задачи программы:
1. Своевременное выявление учащихся группы риска.
2. Проведение активной профилактической работы с родителями.
3. Проведение занятий по соответствующим тематикам в наиболее доступной учащимся форме.
4. Создание условий для открытого доверительного общения, восприятия информации, творческой атмосферы в работе.
5. Развитие навыков поведения, обеспечивающих ЗОЖ, ведущих к здоровью, препятствующих употреблению алкоголя, наркотиков, табакокурению.
Направления работы по программе:
1. Профилактика вредных привычек.
2. Профилактические меры охраны здоровья и ЗОЖ.
3. Профилактика нарушений в поведении в быту, на улице, в школе, общественных местах.
4. Профилактика безнадзорности
Формы взаимодействия: ежегодные профилактические медосмотры учащихся, круглые столы, диспуты, беседы, классные часы, консультации, тренинги. I этап. Цель:
Представление программы на МО классных руководителей
Создание предпосылок функционирования школы как школы, свободной от вредных привычек
Совместная профилактическая работа с ПДН, КДН и ЗП. Задачи:
Приведение учебно-воспитательного процесса в соответствие с требованиями, предъявляемыми к сохранению здоровья школьников.
Проведение тематического педсовета по современным технологиям профилактической работы с обучающимися.
Обеспечение работы объединений дополнительного образования, спортивных секций.
Организация работы педагогического коллектива по программе. II этап. Цель:
Проанализировать положительные аспекты программы и возможные трудности, а также провести коррекционную работу. Задачи:
Организация и проведение диагностик уровня и качества профилактической работы.
Организация и проведение профилактической работы с родителями.
Организация полноценного досуга школьников. III этап. Цель:
Разработать дальнейшую стратегию развития программы по профилактике вредных привычек и правонарушений среди несовершеннолетних.
Переход программы от режима апробации в режим фукнкционирования. Задачи:
Организация здоровьесберегающей жизнедеятельности учащихся в школе.
Организация профилактической работы по предупреждению правонарушений и бродяжничества среди несовершеннолетних.
Отработка системы мониторинга уровня воспитанности учащихся.
Содержание программы:
Работа с педагогами:
мероприятия
сроки
ответственные
Организация и проведение МО классных руководителей по вопросам профилактики правонарушений среди несовершеннолетних; раннему выявлению асоциальных семей, ведению ЗОЖ, предупреждению вредных привычек;
Консультирование педагогов по вопросам индивидуального подхода к подросткам группы риска;
Ознакомление с Законом РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», обсуждение деятельности по реализации Закона;
Обучение педагогов оформлению документации для постановки уч-ся на профилактический учет согласно Инструкции.
Согласно плана работы МО классных руководителей
В течение уч. года
На заседаниях МО классных руководителей
зам.дир.по ВР
Работа с учащимися:
Постановка, снятие с учета «трудных» уч-ся и учащихся группы риска;
Заполнение социальных паспортов классов;
Проведение профилактической операции «Вернем детей в школу», «Подросток»;
Вовлечение уч-ся в работу объединений дополнительного образования, с целью занятости их во внеурочное время;
Диагностика уч-ся группы риска о подростков из семей, оказавшихся в социально опасном положении;
Выявление проблем адаптации уч-ся и коррекция асоциального поведения школьников;
Консультирование уч-ся по правовым вопросам;
Проведение работы с детьми, оставшимися без попечения родителей;
Содействие в оказании материальной и социальной помощи подросткам;
Проведение профилактических мероприятий, направленных на реализацию Закона РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
Организация и проведение лекций и бесед по вопросам юридического просвещения и ведения ЗОЖ;
Проведение рейдовых мероприятий по обследованию жилищно-бытовых условий уч-ся, состоящих на ВШУ;
Организация летней занятости уч-ся группы риска.
По мере необходимости
Сентябрь-октябрь
Сентябрь
В теч. уч. года
Согласно планов ВР с классами
В теч. уч. года
В теч. уч. года
В теч. уч. года
По мере необходимости
Работа с родителями:
Составление социальных паспортов классов и школы;
Проведение работы по раннему выявлению семей, оказавшихся в сложном положении;
Проведение профилактической работы с семьями, состоящими на ВШУ;
Проведение рейдовых мероприятий в асоциальные семьи;
Участие с в судебных процессах по лишению и ограничению в родительских правах;
Консультирование родителей по вопросам воспитания несовершеннолетних;
Проведение классных собраний, общешкольного родительского комитета, общешкольных родительских собраний.
Работа с социумом:
Осуществление взаимодействия с ПДН, КДН и ЗП, женсоветом, административной комиссией при администрации Урожайного сельсовета, специалистом по делам молодёжи;
Организация и проведение совместных рейдовых и профилактических мероприятий с заинтересованными организациями.
По плану
администрация
Ожидаемые результаты:
1. Уменьшение факторов риска употребления алкоголя, наркотиков, табакокурения среди обучающихся в школе.
2. Усиление личностных ресурсов сознания обучающихся, препятствующих развитию саморазрушающих форм поведения.
3. Развитие стратегии преодоления проблем и избегания ситуаций, связанных с правонарушениями.
4. Снижение количества учащихся, состоящих на учете в ПДН, КДН и ЗП.
Используемая литература и интернет ресурсы
В.Н. Щербакова, М.А. Александрова. Калейдоскоп школьных дел: Методические разработки. – Вып.4., М.: ТЦ Сфера, 2004. – с. 160;
Анализ состояния правового воспитания и правонарушений среди учащихся школы
По полугодиям
Зам. дир. по ВР
2
Координация совместных действий пед. коллектива, КДН, ПДН и др. организаций по профилактической работе с подростками
В течение года
Зам. дир. по ВР
3
Проведение служебных расследований правонарушений среди подростков
По факту
Администрация, психолог, инспектор ПДН
4
Рассмотрение вопросов на педсоветах: «О состоянии работы по профилактике правонарушений», «Профилактика наркомании и употребления ПАВ», «Индивидуализация работы с учащимися «группы риска»
Октябрь-декабрь
Зам. дир. по ВР
5
Проведение диагностики, формирование банка данных, коррекция списков:
-Социальная группа риска
-Склонные к правонарушениям
-Семьи, находящиеся в социально-опасном положении
До ноября
Психолог, педсовет
6
Изучение соц. пед. особенностей детей «группы риска»
В течение года
Кл. рук-ли
7
Ведение дневника наблюдения, составления индивидуальной программы реабилитации уч-ся
« группы риска»
В течение года
Кл. рук-ли
8
Организация досуга и занятости учащихся «группы риска»
В течение года
Кл. рук-ли, зам. дир. по ВР
9
Проведение общешкольных родительских собраний на темы « Как предотвратить беду ( о наркомании),
« Подросток и Закон»
В течение года
Зам. дир. по УВР
10
Организация работы по психолого-педагогической поддержке уч-ся и семей, нах-ся в соц. опасном положении
В течение года
Зам. дир. по УВР, психолог
11
Проведение индивидуальных бесед с детьми «группы риска»
В течение года
Зам. дир. по УВР, психолог, кл. рук-ли
12
Работа кружков, секций, клубов
В течение года
Зам. дир. по ВР
13
Профилактические беседы:
- «Соблюдение правил для уч-ся, законов РФ»
- «Нет вредным привычкам!»
- «Знай и соблюдай законы»
- «Информация по профилактике табакокурения, наркомании и алкоголизма»
В течение года
Кл. рук-ли, медработники, инспектор ПДН
14
Встречи и проф. беседы инспектора ПДН с классами, уч-ся, склонными к правонарушениям, выступление лекторов
По графику ПДН и межведомственной лекторской группы
Инспектор ПДН
Зам. дир. по ВР
15
Проведение недели правовых знаний:
- Кл. часы «Твои права и обязанности», «Конституция РФ – основной закон Государства»
- Рейд «Твое свободное время»
- Турнир «Знаешь ли ты закон?»
- День профилактики
5-11 декабря
Кл. рук-ли, зам. дир. по ВР
16
Конкурс агитбригад «Нет вредным привычкам»
октябрь
Кл. рук-ли, зам. дир. по ВР
17
Контроль за занятостью детей, инструктажи перед каникулами, проведение внеклассных, творческих, спортивных и др. мероприятий с уч-ся
В течение года
Кл. рук-ли
18
Выявление и помощь семьям, нуждающимся в соц. поддержке