Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 27.04.2024, 10:33

МБОУ ООШ № 20

ФГИС МОЯ ШКОЛА
Электронный журнал
Меню сайта
Наш опрос
Как вы оцениваете доброжелательность и вежливость сотрудников нашего образовательного учреждения
Всего ответов: 35
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1
Левон56
Викторина закупок
Другое дело
живунадону.рф
ДонМолодой.рф
Самбек.рф
Зачисление в школу
Активный гражданин
Год педагога и наставника

Программа ПАВ

                                        

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА

ПО ПРОФИЛАКТИКЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ

ПСИХОАКТИВНЫЙ ВЕЩЕСТВ (ПАВ)

 

Программа профилактике  употребления психоактивных веществ (ПАВ).           

Пояснительная записка

            Можно констатировать тот факт, что все предпринимаемые попытки остановить рост детского алкоголизма, курения, наркомании до сих пор не увенчались успехом. Одна из наиболее существенных причин – крайнее упрощенное представление о профилактике. Традиционно усилия специалистов – медиков, юристов, политиков сосредоточены на воздействии внешних (по отношению к человеку) запретов, которые плохо защищают подростка.

            Опыт доказывает, что в детско-подростковой среде необходимо сделать акцент на формирование личностного иммунитета к соблазну употребления ПАВ, предупредить возникновение желания к их употреблению. Данное положение дел требует комплексной первичной профилактики употребления ПАВ, т.к. отсутствие целостной научно обоснованной системы профилактики аддиктивного поведения, в первую очередь среди учащихся, не позволяет оказывать адекватное противодействие этим негативным явлениям.

            Первичная профилактика потребления ПАВ должна быть направлена на предотвращение аддиктивного поведения подростков – потенциальных и реальных потребителей алкоголя, наркотических и токсических веществ.

            Объектом превентивной работы должны являться дети всех возрастов, начиная с младшего школьного возраста.

            Родители, педагоги, медицинские работники и общественность должны стать наиболее активными субъектами профилактики отклоняющегося поведения и употребления ПАВ подростками.

            Многие родители, даже ответственно относящиеся  к выполнению своих родительских обязанностей, не обладают достаточными знаниями о критериях здоровья, о причинах, признаках и последствиях употребления ПАВ, о способах своевременного выявления и предупреждения различных форм отклоняющегося поведения. С другой стороны, в образовательных учреждениях отмечается дефицит педагогических и медицинских кадров, способных квалифицированно организовать работу по профилактике употребления ПАВ среди обучающихся, а также их родителей.

            Сложившееся положение обуславливает необходимость  реализации дополнительных мер направленных на повышение уровня осведомленности родителей, педагогических работников  и детей о ПАВах и мерах противодействия ее распространению, а также степени их участия в организации профилактической работы с детьми и молодежью.

            Успешная профилактика ПАВ  связывается исследователями с наличием положительных социально-психологических навыков. Эти навыки обеспечивают умение отказываться от рискованных предложений, видеть положительные и отрицательные стороны явлений, взаимодействовать со сверстниками, дружить, выражать правильно свои чувства.

            Дети подражают поведению друг друга. Некоторые авторы считают, что наибольшее влияние на установки и поведение детей оказывают сверстники. Это влияние может быть позитивным и негативным, особенно в употреблении алкоголя и курении. Одна из задач программы – помощь детям и подросткам в построении позитивных взаимоотношений со сверстниками, обучение умения выбирать друзей.

                         Многочисленные исследования дают основание полагать, что одной информации для изменения поведения недостаточно. Дети и подростки должны приобрести оптимум знаний для того, чтобы самостоятельно критически мыслить и правильно строить поведение.

I.Цели и задачи программы

            Целью первичной профилактики является создание системы информационно -  пропагандической работы с родителями, детьми и подростками по формированию необходимых жизненных навыков и здорового образа жизни.

            Задачи первичной профилактики употребления ПАВ:

  1. Развитие социальной и личностной компетентности:
    • способствовать осознанию и усвоению детьми основных человеческих ценностей;
    • формировать у детей и подростков психосоциальные и психогигиенические навыки принятия решений, критического мышления;
    • повысить самооценку детей;
    • сформировать установку «ведение здорового образа жизни».
  2. Выработка навыков самозащиты:
    • формирование навыков сопротивления негативному влиянию сверстников, рекламы, поступающей через каналы СМИ;
    • информирование о психоэмоциональных, физиологических, соматических и социальных последствиях потребления ПАВ.
  3. Предупреждение возникновения проблем общения и взаимоотношений:
    • Обучить детей методам решения жизненных проблем и конфликтных ситуаций, навыкам эффективного общения, преодоления стресса и снятия напряжения без применения ПАВ;
    • Сформировать навыки регуляции эмоций.

II.Основные направления работы.

  1. Информирование и просвещение учеников, их родителей и других значимых лиц.
  2. Освоение знаний по проблеме профилактики ПАВ, интерактивных форм работы с участниками программы.
  1. Изменение содержания образования в ряде учебных предметов: окружающего мира, литературы, физкультуры, истории, ОБЖ, химии, биологии и др.
  2. Проведение творческих мероприятий по профилактики ПАВ.
  3. Формирование актива среди учеников, педагогов и родителей по пропаганде здорового образа жизни.

III.Содержание программы.

            Первичная профилактическая работа состоит из двух блоков.

1.Информационно-просветительский блок проводится в образовательном учреждении и включает в себя работу с детьми и подростками и их родителями или другими значимыми лицами. Работа проводится в рамках учебной деятельности, при условии внесения изменения содержания изучаемых предметов: окружающего мира, литературы, физкультуры, истории, ОБЖ, химии, биологии, классных часов, на родительских собраниях, а так же в рамках специальных образовательных программ. Возможно, в рамках развития социального партнерства привлечение медицинских работников, работников правоохранительных органов и др. заинтересованных людей. Распространение информационно-демонстрационного материала пропагандистского характера.

2.Практический блок включает в себя несколько этапов:

Диагностический. Проведения мониторинг в школе. Основные методы работы на данном этапе: тестирование, анкетирование, интервью. Цель данного этапа – информационный контроль над динамикой процесса профилактики, а также выявление детей группы риска.

Проведение мероприятий, в которых поощряется любое творческое самовыражение детей, подростков, педагогов и родителей:

  • тренинги, практические семинары,
  • родительские  собрания и конференции,
  • диспуты и дискуссии,
  • игровые занятия,
  • деловые и ролевые игры,
  • спортивные соревнования,
  • праздники здоровья,
  • выпуск информационных листков и газет о здоровом образе жизни, плакатов, мини – книжек, открыток,
  • проведение конференций и круглых столов, посвященных проблеме здорового образа жизни,
  • создание научно-исследовательских и социальных проектов,
  • проведение КВН,
  • создание лучшего рекламного ролика, сатирического журнала,
  • выставки творческого самовыражения: стихи, сочинения, рисунки, поделки,
  •  использование аудиовизуальных материалов и наглядных пособий,
  •  индивидуальные консультации среди детей и подростков, педагогов и родителей .
  •  

IV.Сотрудничество.

            Дети подвергаются множеству влияний со стороны общества, и не все эти влияния позитивны. Для того чтобы программа была эффективной, общество должно принимать и поддерживать их. Программа строится с таким расчетом, чтобы объединить семью, школу, общество в целом едином стремлении передать детям и подросткам навыки эффективных коммуникаций там, где они живут, учатся, работают.

            Любое отдельно взятое учреждение не в состоянии обеспечить полноценную профилактику употребления алкоголя, ПАВ и курения. Поэтому для проведения программы существенны объединенные усилия и привлечение в образовательное учреждение, специалистов в области профилактики, органов внутренних дел и здравоохранения, представителей общественных организаций.

             Залогом успеха профилактической программы является участие родителей в ее осуществлении. Привлечение родителей к реализации программы осуществляется разными способами. Предоставление специальной психолого-педагогической литературы, организация семинаров и круглых столов, участие родителей в общественной жизни школы.

V.Предполагаемые результаты.

            Программа включает в себя обучение эффективному общению, уверенности в себе, умению управлять своими чувствами, выбору друзей и построению позитивных отношений со сверстниками, укреплению связи с семьей и другими значимыми взрослыми, решению возникших проблем, критическому мышлению.

Показателем эффективности программы является:

  • Повышение процента занятости детей, активно участвующих в общественной деятельности школы.
  • Увеличение процента самостоятельности детей в роли организатора  собственной деятельности в активно-положительном  использование досуга.
  • Повышение уровня воспитанности учащихся, социальной адаптации и предотвращение дезадаптации подростка.
  • Положительная мотивация на здоровый образ жизни.

Программа представляет собой синтез пяти современных подходов к профилактике употребления ПАВ:

  1. Подход, основанный на эмоциональном обучении. Повышение самооценки, развитие навыков принятия решений, формирование способностей справляться со стрессом.
  2. Подход, основанный на формирование навыков личностного поведения и межличностного общения.
  3. Подход, основанный на роли социальных факторов. Формирование навыков устойчивости к социальному давлению, негативному воздействию средств массовой информации.
  4. Подход, основанный на альтернативной наркотикам деятельности. Развитие целесообразной позитивной активности.
  5. Подход, основанный на распространении информации о факторах влияния ПАВ на организм, поведение молодого человека.

Наименование разделов и тем:

Раздел 1. Формирование ценностных ориентаций у детей и подростков

1. Общение.

2. Оказание помощи детям и подросткам в преодолении деструктивного поведения, в овладении умениями конструктивного сопротивления в употреблении ПАВ

Раздел 2. Оказание психологической поддержки подростку

1. Психологическая поддержка как фактор первичной профилактики употребления ПАВ.

2. Знание возрастных, физиологических, индивидуально- психологических особенностей подростка как основа эффективного воспитания здоровых привычек и социально важных привычек.

3. Формирование образа “ Я” у подростков.

4. Воспитание навыков конструктивного взаимодействия со сверстниками.

5. Приемы и методы организации помощи подросткам в преодолении кризисных ситуаций.

Раздел 3. Помощь детям и подросткам в успешной ориентации во внешнем мире

1. Оказание в приобретении подростком навыков самоконтроля и саморегуляции.

2. Развитие навыков личной безопасности подростка.

3. Формирование умения у подростков противостоять негативному влиянию сверстников, взрослых.

Содержание программы

Раздел 1. Формирование ценностных ориентаций у подростков.

Цель: формирование личностных ресурсов у детей и подростков социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема употребления психоактивных веществ (ПАВ).

Тема 1. Общение. Внутренние ресурсы личности.

Понятия общения. Виды и стили общения. Формирование личностных установок детей. Конструктивное общение.

Практическая работа: Ролевые игры, направленные на отработку конструктивных приемов в ситуациях манипуляции, коммуникативной агрессии.

Упражнение “Мой личный герб”, позволяющее каждому подростку осознать и осмыслить собственные ресурсы. Составление личного герба на основе собственных ресурсов в повышении самооценки и уверенности в своих силах. Вывод о том, что в каждом человеке существует множество ресурсов, которые в трудную минуту можно использовать в виде самопомощи и поддержки самого себя.

Тема 2. Оказание помощи подросткам в преодолении деструктивного поведения, в овладении умениями конструктивного сопротивления в употреблении ПАВ.

Саморазрушающее поведение детей и подростков. Методы и приемы оказания помощи детям в преодолении аддиктивного поведения.

Практическая работа: Ролевые игры, направленные на приобретение навыков сдерживания вовлечения подростков в прием наркотических средств за счет выстраивания конструктивных отношений со сверстниками. Групповое обсуждение и выработка рекомендаций по предупреждению употребления ПАВ детьми и подростками, обучению навыкам конструктивного сопротивления вовлечению в употребление ПАВ.

Раздел 2. Оказание психологической поддержки подростку с учетом его индивидуальности.

Цель: развитие у подростков представлений о позитивном поведении при решении проблемных ситуаций.

Тема 1. Психологическая поддержка как фактор первичной профилактики употребления ПАВ.

Психологическая поддержка. Принципы и способы оказания поддержки; сосредоточение на достоинствах ребенка; работа по повышению его самооценки, помощь в приобретении веры в себя и в свои способности, помощь в формировании позитивного “Я” подростка. Формирование устойчивых доверительных отношений в семье – залог личностной успешности всех ее членов.

Практическая работа: Психологическая игра по проигрыванию ситуаций, в которых уместно применить навыки психологической поддержки детям и подросткам (ребенок или подросток испытывает чувства вины, обиды, страха, неуверенности, находится в конфликте с окружающими).

Тема 2. Знание возрастных, физиологических, индивидуально – психологических особенностей подростков как основы эффективного воспитания здоровых привычек и социально важных навыков. Психофизиологические особенности детей и подростков. Сензитивные возрастные периоды и кризисы в развитии детей и подростков. Понятие темперамента; его типы и свойства, особенности проявления темперамента, учет типа нервной системы ребенка в организации взаимодействия с окружающими.

Практическая работа: Самодиагностика подростков по выявлению типа темперамента, определение индивидуальных особенностей членов семьи.

Тема 3.Формирование образа “Я” у подростков.

Самооценка или чувство самоценности. Виды самооценки. Симптомы низкого самоуважения ребенка. Приобретенная беспомощность. Локус контроля. Положительное отношение к себе – основа психологического выживания. Способы повышения низкой самооценки у детей. Самооценка как составляющая здоровья: любить себя – быть здоровым. Дружба, хорошие отношения, доверие как способы укрепления самооценки и психического здоровья.

Практическая работа: диагностика самооценки по методике, анализ результатов. Коллективная выработка рекомендаций по коррекции заниженной самооценки у подростков.

Тема 4. Воспитание навыков конструктивного взаимодействия со сверстниками.

Основные закономерности процесса общения и его структура. Знакомство с манипулятивными способами общения. Защиты от манипуляций. Конфликты и умение их разрешать. Непопулярность и социальная отверженность детей как возможные причины формирования отклоняющегося поведения. Помощь подросткам в налаживании межличностных контактов во взаимодействии со сверстниками. Роль родителей в формировании среды, развивающей у детей и подростков черты активной, ответственной личности, способной позаботиться о себе и других.

Практическая часть: Упражнения для подростков на отработку разных приемов обучения конструктивным навыкам общения. Способы самопомощи (способы распознавания своих потребностей, способы удовлетворения своих потребностей).

Тема 5. Приемы и методы организации помощи подросткам в преодолении кризисных ситуаций.

Понятие о кризисных ситуациях в жизни детей. Условия воспитания психически здорового, личностно развитого человека, способного справляться с собственными проблемами и жизненными трудностями. Способы поведения. Стратегии помощи детям в преодолении кризисных ситуаций. Роль стресса в жизни: мобилизация, дезорганизация

Практическая работа: Упражнения, направленные на обучение способам снятия психоэмоционального напряжения. Групповое обсуждение темы: “Как найти выход из безвыходной ситуации?”, обсуждение примеров, связанных с острыми переживаниями участников.

Раздел 3. Помощь подросткам в успешной ориентации во внешнем мире.

Цель раздела: оказание помощи подросткам в формировании способности противостоять неблагоприятным воздействиям окружения, манипулированию.

Тема 1. Оказание помощи подросткам в приобретении навыков самоконтроля и саморегуляции.

Эмоции и чувства. Аффективные эмоциональные состояния. Управление эмоциями и чувствами. Самоконтроль как развиваемая человеком способность контролировать свои действия и поступки.

Практическая часть: Психодиагностическая работа по выявлению способности к самоконтролю. Обучающие упражнения на приобретение навыков самоконтроля и саморегуляции.

Тема 2. Развитие навыков личной безопасности подростка.

Личная безопасность. Правила безопасности. Ограничения, виды ограничений. Запрет, нарушение запрета. Правила и способы обеспечения безопасности подростков. Механизм возникновения конструктивного и неконструктивного поведения. Связь ситуации, мыслей, чувств, поведения. Изменение собственных мыслей как способ изменения отношения к ситуации.

Практическая работа: Обобщение группового опыта по оказанию помощи подросткам в развитии навыков личной безопасности. Работа с примерами ситуаций, направленная на выявление негативных мыслей и обучение трансформирование их в позитивные. Психологическая игра “Береженого Бог бережет”.

Тема 3. Формирование умения у детей и подростков противостоять негативному влиянию сверстников, взрослых.

Представление о манипулятивном общении в подростковой среде. Способы развития у подростков умения распознавать манипуляции в общении со стороны сверстников или взрослых. Способы противостояния негативному давлению со стороны окружающих.

Практическая работа с использованием ролевых игр и упражнений по обучению навыкам эффективного поведения в ситуации группового давления, манипулирования.

Приложение 1. Основные требования к содержанию  программы

 

Линии

содержания

образования

          Составляющие качества  образования

Предметно-

информационная

Деятельностно-

информационная

Ценностно-

ориентированная

Культурно-

историчес-

кая

Знания:

-об опасных влияниях окружения;

- о средствах, вызывающих удовольствие и зависимость;

-об их действии и последствиях их действия;

- о различных формах зависимого поведения, об их последствиях;

-о причинах зависимости, раннем распознавании зависимостей

Умения:

- познакомиться с собственными «позитивными» и «негативными» чувствами, чувствами других людей, допускать их и серьезно к ним относиться;

-выражать чувства здоровыми способами;

-выражать и отстаивать свое мнение;

-признавать собственные потребности,

способности,

достоинства, слабости и ограничения;

-позволять себе меняться и общаться

Умения:

-признавать собственные потребности,

способности, достоинства,

слабости и ограничения;

-принимать ответственность за свое поведение, свое здоровье.

Осознанное отношение:

- к средствам,

вызывающим удовольствие и зависимость;

- к факторам, способствующим и препятствующим зависимости

Социально-

правовая

Знания:

- об опасных мотивах поведения человека, о внутренних ресурсах безопасности

Умения:

-правильно вести себя в трудной ситуации;

-реализовать свое право голоса и активного соучастия:

в жизни семьи;

в жизни школы;

в широком общественном жизненном пространстве

Умения:

-осознанно отказываться от опасных предложений;

Формирование

 –здоровых ценностей;

-здоровых отношений

Информа-

ционно

методо-

логическая

Знания:

- о способах безопасного поведения;

- о безопасных способах противостояния

Умение:

- предвидеть опасность;

-идентифицировать ее,

- предотвратить по возможности или уменьшить степень риска,

- любых средств переживать конфликты, кризисы и справляться с ними;

- справляться со стрессом;

- критической рекламы зависимости

Сформированность

- самооценки и самоконтроля, - способности к принятию эффективных решений в условиях обычных, опасных и чрезвычайных ситуаций;

Умения:

-критически оценивать рекламу любых средств зависимости;

- укреплять самооценку и доверие к себе.

Эколо-

гическая

культура

Знания:

- об опасных предметах и веществах;

- критерии оценки окружающей среды в различных ее аспектах с позиции безопасной жизнедеятельности;

- основные экологические законы;

- понимание места и роли человека в отношениях со средой обитания

Умения адаптироваться в социальной

среде так, чтобы:

-принимать ответственность за свое будущее;

- влиять на окружающий мир так, чтобы: его голос был услышан и поддержан;

-он поверил в себя, в ценность своего существования и действия;

- его самостоятельные волевые усилия и его ответственность были позитивно приняты его ближайшим окружением в семье и школе

Формирование ответственности:

- за свое поведение;

-за свое здоровье;

- за свое будущее

Культура

здоровья

Знания:

- о составляющих здоровья и причинах формирования зависимого поведения

- знать факторы здорового образа жизни

Приобрести умения:

развивать тело и образ мыслей в позитивном направлении

Способность:

- самостоятельно выстраивать свою деятельность и поведение;

- планировать будущее и осуществлять настоящее в соответствии  со следующими принципами:

- осознание ценности ЗОЖ;

- выбор здоровой жизненной позиции;

- умение строить здоровые отношения с другими людьми, принимая ответственность за свое здоровье, свое поведение и свое будущее

 Приложение 2       

Организация контроля усвоения материала и выработки  социальных    навыков в ходе изучения программы

     В результате освоения содержания программы подросток  получает возможность совершенствовать и расширить круг  умений, навыков и способов деятельности. Это является существенными элементами культуры и необходимы условием развития и социализации школьников. Исходя из специфики данной программы, ориентированной в большей степени на личностную и социальную компетентность учащихся, система проверки знаний охватывает:

1. Участие в обсуждении ситуаций: активность, самостоятельность  суждений.

2. Выполнение домашних заданий.

3. Составление сообщений, докладов, рефератов.

4.Опережающие задания.

5. Умение подростков  работать в группе: активность, умение слушать,

самая ценная идея.

    По окончанию курса подросток должен приобрести знания:

- об опасных мотивах поведения человека, о внутренних ресурсах безопасности;

- об опасных предметах и веществах, о способах безопасного поведения;

- об опасных влияниях окружения, о безопасных способах противостояния.

Приобрести умения:

-выражать чувства здоровыми способами;

-выражать и отстаивать свое мнение;

-принимать решения в пользу здоровья;

-правильно вести себя в трудной ситуации;

-справляться со стрессом;

-решать конфликты;

-признавать собственные потребности, способности, достоинства, слабости и ограничения;

-критически оценивать рекламу любых средств зависимости;

-осознанно отказываться от опасных предложений;

-планировать здоровое будущее;

-принимать ответственность за свое поведение, свое здоровье, свое будущее; -поддерживать и сохранять собственное здоровье.

Перечень ключевых слов

Потребности – фундаментальные качества человека, выражающие его нужду в чем-либо и служащие источником жизненной активности.

Желание – переживание, отражающее потребность и выраженное в конкретных образах и словах.

Интерес – проявление познавательной потребности на уровне осознания целей.

Самоутверждение – процессы управляемого самой личностью осознания и завоевания места в обществе, соответствующего представлениям личности о себе.

Самооценка – оценка самого себя, своих качеств на основе сравнения с внутренними и внешними эталонами, критериями.

Адекватный – равный, соответствующий.

Влияние – процесс и результат изменения индивидом или социальной группой поведения других людей, их позиций, оценок, установок. Механизмом направленного влияния являются убеждение и внушение.

Внушаемость – субъективная готовность подвергаться и подчиняться внушающему воздействию, связанная с неуверенностью в себе, низкой самооценкой, стеснительностью, доверительностью, повышенным уровнем тревожности. Ситуативные факторы повышенной внушаемости: экстремальность ситуации, некомпетентность в обсуждаемом вопросе, групповое давление, дефицит времени для принятия решения.

Социальное положение (статус) – та роль, позиция, которою исполняет человек в официальной или неофициальной иерархии группы.

Социальные притязания – та роль и тот статус, к которым человек стремится, считая их более соответствующими свом способностям.

Комплекс неполноценности – совокупность качеств, самооценка которых болезненно занижена, переживание личностью по поводу своих мнимых и реальных недостатков.

Лидер – ведущий, человек, который способен пробудить интерес к делу, увлечь, повести за собой.

Конфликтогены – слова и действия, которые могут унизить человека, обидеть, оскорбить его.

Рефлексия – сосредоточение сознания человека на самом себе, на своих образах, мыслях, чувствах.

VI.Литература.

·  Большая психологическая энциклопедия.- М.: Эксма, 2007. -544 с.

·  Ведишева М.,. Ранняя профилактика наркотизма: проблемы и подходы к их решению [Текст]/ М. Ведишева Л. Рыбакова М. Цейтлин //Воспитание школьников.-1997. -№4. - С. 50-54.

·  Возрастная и педагогическая психология: учебно-методические материалы /сост. А.В.Сухих.-Кемерово: Изд-во Кемеровского гос. ун-та, 2008. -182 с.

·  Дементьева И.Г. Подростки и наркотики[Текст]/ И. Г.Дементьева. - М., 1997. -28 с.

·  Дилтс Р. Убеждения-путь к здоровью [Текст]/Р.Дилтс. - М., 2000. -22 с.

·  Долгова Т.Г. Молодежная субкультура и наркотики [Текст]: учеб, пособие / Т.Г. Долгова, Ю.И.Клейберг. -Тверь, 1997. -64 с.

·  Захарова А.А. Предупреждение отклонений в поведении ребенка [Текст] / А.А.Захаров. -СПб., 1999. -22 с.

·  Кожина Е.В. Психологические особенности подростка [Текст] /Е.В.Кожина, Е.И. Яцута // Личность в современном мире от стратегии выживания к стратегии жизнетворчества: сборник. -Кемерово: Изд-во Кемеровского гос. ун-та, 2002.

·  Лейтес Н.С. Возрастные особенности развития склонностей [Текст]/ Н.С. Лейтес. - М., 1991. -279 с.

Вход на сайт
Поиск
Горячее питание
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz