ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА МБОУ ООШ № 20 НА 2015-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
«Утверждаю»
Директор МБОУ ООШ № 20
______________Акопян Л.С.
«_1__»_сентября_201510г.
ПРОГРАММАРАЗВИТИЯ
ВОСПИТАТЕЛЬНОГОПРОСТРАНСТВА
МБОУООШ№ 20
НА 2015-2018УЧЕБНЫЙГОД
Пояснительная записка
Цель программы:
развитие творческого потенциала учащихся, направленного на решение социально значимых проблем, обретение активной жизненной позиции, становление гражданина, человека культуры, нравственной личности.
Задачи программы:
Формировать содержание воспитательного пространства насыщением разнообразными культурными практиками, отвечающими гражданскому, патриотическому, духовно-нравственному, физическому развитию учащихся.
Развивать службу социальной защиты детей, обратить особое внимание на профилактическую работу, в том числе на профилактику безнадзорности учащихся, шире привлекать к профилактике родительскую общественность.
Развивать навыки культуры поведения, самооценки, самовыражения учащихся.
Формировать потребность к труду, здоровому образу жизни, умения добиваться хороших результатов в различных видах деятельности.
Проводить постоянный мониторинг воспитательного процесса как основы анализа деятельности и развития воспитательной системы.
Принципы программы:
Природосообразность – разрабатывать мероприятия и проводить воспитательную работу с учетом возрастных и социальных особенностей учащихся.
Преемственность – продолжить реализацию программ развития классных коллективов, учитывать особенности адаптации учащихся.
Индивидуальный подход ко всем участникам воспитательного процесса.
Экзистенциальность – наполнение воспитательного пространства школы реальными событиями, творческими, социально значимыми, спортивными, интеллектуальными и развивающими мероприятиями, основанными на интересах и потребностях учащихся, направленными на их развитие.
Основные направления реализации программы:
Формирование здорового образа жизни.
Профилактическое:
профилактика правонарушений и вредных привычек
Нравственное
Творческое.
Работа с семьёй.
Формы деятельности:
Организация и работа предметных кружков, спортивных секций, работа школьного музея, театральной студии.
Работа в микрорайоне, социальная помощь, экологические субботники.
Содержание воспитательной работы.
Основные программы:
Программа нравственного развития учащихся «Воспитанность»
Программа профилактики вредных привычек и правонарушений «Подросток»
Программа «Воспитанность»
Цель программы :
1. Создание условий: для формирования у учащихся
ценностных ориентиров и нравственных норм, основанных на культурно- исторических и духовно-нравственных, патриотических и общечеловеческих принципов.
2. Для более тесного сотрудничества семьи и школы,
повышения воспитательного и образовательного потенциала цепочки семья, школа и ученик.
Задачи программы
Сохранение исторической преемственности поколений, развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию России, формирование духовно-нравственных качеств
учащихся.
Оценка социальных последствий реализации программы
- формирование ценностных ориентиров духовно-нравственной личности;
- повышение воспитательного потенциала семьи;
- совершенствование скоординированной системы деятельности семьи и школы по физическому, патриотическому и нравственному воспитанию детей
Критерии выполнения программы
- совершенствование методов духовно-нравственного и семейного воспитания;
- снижение роста правонарушений, понимание значимости учащегося, воспитание гражданской ответственности, патриотизма и культурно-нравственных ценностей.
Пояснительная записка
Программа создаёт условия для развития личности и ее самореализации на основе компетентности и «умения учиться».
Программа «Духовно-нравственного воспитания» предусматривает – воспитание Благородного человека, Гражданина России. Как раз то, что мы хотим видеть в наших детях, а так же – раскрывает и дает проявить потенциальные творческие и научные возможности учащихся, несущие им и нам счастье и радость жизни.
Планирование духовно-нравственной работы является значимым звеном в общей системе деятельности учителя и школы. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.
Актуальность программы духовно-нравственного воспитания обучающихся
В современном обществе в связи с экономическим, образовательным и духовным расслоением существует многообразие представлений о человеке и его предназначении в жизни. Различные партии, фракции, организации, религиозные концессии, национальные объединения формулируют свои, нередко противоположные друг другу цели воспитания. Вопрос о целях воспитания представляется особо значимым сейчас еще и потому, что идет процесс формирования нового поколения российских граждан и введения новых образовательных концепций.
Воспитание гражданина – одно из главных условий национального возрождения. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе русских традиций, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей.
Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса. Все вышесказанное учитывалось при составлении комплексной программы духовно-нравственного воспитания учащихся ОУ. Создание программы является закономерным итогом многолетней целенаправленной деятельности педагогического коллектива с целью воспитания у школьников высоких духовно-нравственных качеств.
Нормативно-правовые документы.
Конституция Российской федерации (Ст.1,10,17,15,19,32,43,50,51,52)
Закон об основных гарантиях прав ребёнка 1998г
Стандарты второго поколения. Концепция под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова
Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2005 года № 854
Декларация прав и свобод человека
Конвенция о правах ребёнка
Устав школы
Цели и задачи Программы
Цель программы.
Создание условий для развития личности, для вхождения её в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нём.
Формирование коммуникативного и эстетического потенциалов школьника.
Гармоничное духовно-нравственное развитие личности школьника и привитие ему основополагающих жизненных принципов на основе гражданско-патриотических, этических и культурно-исторических традиций нашей большой и малой Родины.
Задачи:
Воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, готовности служить Отечеству.
Формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
Изучение культурных и духовно-нравственных традиций русского народа, гражданских основ Российского государства.
Физическое развитие учащихся, формирование навыков здорового образа жизни, личной гигиены.
Консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей.
формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений;
создание условий для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.
Привитие учащимся любви к родному краю через любовь к родной природе и бережное отношение к ней.
Развитие форм ученического самоуправления.
Принципы Программы
Принцип природосообразности.
Принцип целостности учебно-воспитательного процесса.
Принцип сотрудничества.
Деятельностный подход.
Личностно-ориентированный подход.
Возрастной подход.
Программа соответствует специфике начального, среднего и старшего образования детей, и способствует:
духовному и личностному росту учащихся;
развитию творческого и логического мышления;
развитию способностей к самостоятельному приобретению знаний и исследовательской работе;
обучению умениям работать совместно (решать проблемы в группах, проводить совместную исследовательскую работу, вести диалог и дискуссию, принимать точку зрения другого человека);
развитию способности к самопознанию, формированию положительной «я - концепции».
Задачи воспитания:
Сформировать в каждом ребенке общечеловеческие ценности, добродетели: любовь к ближнему, сострадание, справедливость, гражданственность, веру в прекрасное, ответственность, этическую культуру, нравственные устои.
Пробудить все силы, присущие человеку: физические, умственные, этические, эмоциональные, эстетические.
Сформировать человеческие устои, понимание добра и зла.
Не приспособить ребёнка к потребностям общества, а сформировать у него умение ориентироваться в обществе, воспитать человека-творца - гражданина.
Сформировать культуру общения.
Воспитать потребность в созидательной деятельности, творческом развитии, положительном отношении к труду как средству самоутверждения.
Приобщить учащихся к национальной и мировой культуре.
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Директор
Функции: Обеспечение системного подхода к организации воспитательного процесса, создание необходимых условий для проявления активной жизненной позиции, гражданственности и патриотизма, духовно-нравственного воспитания обучающихся, обеспечение эффективного взаимодействия и сотрудничество с органами местного самоуправления, общественностью, родителями; анализ состояния и совершенствование идеологической и воспитательной работы с учащимися, педагогами и родителями.
Заместитель директора по воспитательной работе
Функции: Организация мониторинга эффективности идеологической и воспитательной работы в школе; взаимодействие с органами государственного управления по проблемам гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания обучающихся; анализ результатов изучения ценностных ориентаций, интересов, потребностей, идеалов обучающихся. Организация условий для реализации учащимися активной жизненной позиции, социальных устремлений, качеств гражданина, патриота, труженика; координация деятельности всех участников воспитательного процесса, родителей, учащихся, направленная на реализацию идеологии и поддержку государственной политики в условиях гимназии; разработка оптимальной модели воспитательного процесса и идеологической работы с учётом специфики учебного заведения, контингента обучающихся. Осуществление контроля для проведения профилактической работы по преодолению асоциального поведения учащихся, для организации изучения личностного и социального развития учащихся, психологического климата в группах, во взаимодействии с родителями и общественностью в целях оптимизации процесса воспитания
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Функции: Осуществление контроля за качеством и содержанием образования и воспитания обучающихся; создание условий для обеспечения качества воспитательной и идеологической работы.
Классный руководитель
Функции: Создание системы духовно-нравственного воспитания с классом на весь период обучения; постоянный мониторинг эффективности воспитательной деятельности и динамики личностного развития учащихся; стимулирование планов самовоспитания и саморазвития учащихся; взаимодействие в воспитательной и идеологической работе с учащимися родителей, представителей органов государственного управления, правоохранительных, распорядительной и исполнительной власти, депутатов, авторитетных деятелей культуры, науки, искусства; формирование активной жизненной позиции, создание условий для социальной адаптации учащихся, формирования гражданственности, патриотизма, коллективизма, участие в создании воспитывающей среды учебного заведения, обеспечение социального, профессионального, личностного становления учащихся; участие в семинарах, конференциях, повышение квалификации, овладение новыми формами и технологиями воспитательной и идеологической работы; организация работы органов самоуправления в группе, использование потенциала информационных часов для систематического и своевременного ознакомления с общественно- политической жизнью страны.
Старшая вожатая
Функции Организация и проведение культурно-массовой работы по поддержке государственной внутренней и внешней политики; оказание помощи пожилым людям, ветеранам, нуждающимися; анализ интересов и потребностей учащихся и их привлечение их к разработке и участию в различных воспитательных и культурно-массовых программах; применение современных форм и методов воспитательной работы, приобщение учащихся к национальным традициям, культуре; привлечение родителей к проведению совместного досуга с учащимися, установление контактов и сотрудничества с другими заинтересованными организациями по вопросам организации досуга учащихся; проведение конкурсов, выставок достижений учащихся.
Преподаватель–предметник
Функции: Анализ содержания и изучение, в рамках учебных дисциплин, вопросов духовно-нравственного воспитания, функционирования государства, государственной политики и идеологии; формулировка и реализация воспитательной цели каждого урока; элективных курсов; разработка примерной тематики рефератов, отражающих углубленное изучение учащимися проблем идеологии, деятельность по формированию мировоззрения; обучение учащихся навыкам ведения дискуссии, формирование убеждений, высказываний собственного мнения, формирование инициативы, ответственности, гражданственности, патриотизма, трудолюбия учащихся; пропаганда активной жизненной позиции, аргументированное разъяснение государственной политики и интересов страны; использование дополнительных источников информации.
Руководитель кружка, творческой группы
Функции: Организация работы кружка, секции, направленная на формирование социальной активности и духовно-нравственного воспитания учащихся; оказание помощи нуждающимися через изготовление продукции, организация выставок, оказание услуг населению; планирование мероприятий, направленных на поддержку и пропаганду культуры, национальных традиций, государственности; шефство над подростками группы риска, пропаганда здорового образа жизни; участие семей учащихся в массовых мероприятиях, организация участия молодежи в общественно – полезной деятельности.
Библиотекарь
Функции: Анализ и обобщение содержания библиотечного фонда гимназии по вопросам духовно-нравственного воспитания, изучение интересов учащихся; организация постоянно действующих выставок, посвященных наиболее важным событиям жизни государства, общества; разработка списков рекомендуемой литературы по проблемам духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания, подготовка аннотаций и выставок новых поступлений; участие в организации воспитательных мероприятий; пропаганда содержания газет и других периодических изданий по проблемам общественно – полезной жизни страны.
Мероприятия по реализации воспитательной программы
Цикл классных часов по правовой грамотности «Наши права и обязанности»:
«Российская Конституция – основной закон твоей жизни», «Ваши права, дети», «Имею право» и т.д.
в течение года
кл.час
классные руководители
Цикл классных часов по теме «Поговорим о воспитанности» (1-4 классы):
«Волшебные слова», «О поступках плохих и хороших», «Что значит быть хорошим сыном и дочерью» и т.д.
в течение года
кл.час
классные руководители
Цикл нравственных классных часов по теме «Уроки милосердия и доброты» (1-4 классы):
«Если добрый ты», «Без друзей меня чуть-чуть», «Чем сердиться лучше помириться», «Почему чашка воды больше моря?», «Чужой беды не бывает» и т.д.
в течение года
кл.час
классные руководители
Цикл классных часов, посвященных воспитанию учащихся в духе толерантности, терпимости к другому образу жизни, другим взглядам «Здравствуйте все, или Как жить в ладу с собой и миром»
в течение года
кл.час
классные руководители
«Мы теперь непросто дети, мы теперь ученики» (1-е классы)
сентябрь
Экскурсия по школе, школьный музей
классные руководители
День пожилого человека (1-4 классы)
«С любовью к бабушке», «Лучше деда друга нет» и т.д.
Организация посещений на дому пенсионеров, тружеников тыла, нуждающихся в помощи
Октябрь
В течение года
концертная
программа
трудовые акции
Администрация, учитель музыки, классные руководители
День матери (1-4 классы)
«Мама – нет роднее слова!», «Человек, на котором держится дом»
«Милой мамочки портрет» (1-2 классы)
«Славим руки матери» (3-4 классы)
ноябрь
Комплекс мероприятий:
концертная
программа
выставка рисунков
конкурс стихов и сочинений
Администрация, учителя ИЗО и музыки, классные руководители
День Конституции и День права:
Игры «Закон и ответственность» «Имею право» и т.д.
Встречи с работниками ПДН
декабрь
Комплекс
мероприятий: игры, беседы, встречи
Администрация, учителя истории и права,
классные руководители,
«Рождество Христово» (1-4 классы)
январь
конкурс детского рисунка, поделок
Учитель ИЗО
Праздник «Масленица – широкая» (1-4 классы)
февраль-март
концертно-развлекательная программа
Администрация, учитель музыки
Святая Пасха (1-4 классы):
конкурс «Пасхального яйца»
выставка рисунков
беседы
апрель
комплекс мероприятий
Администрация, учитель ИЗО
День семьи (1-4 классы)
«Ценности трех поколений»
«Я и мои родственники» (3-4 классы)
«Фотографии из семейного альбома», «Забота о родителях – дело совести каждого», «Мой дом – моя крепость» (о нравственных основах построения семьи)
май
Цикл мероприятий:
классный час с родителями
конкурс проектов
беседы
Администрация, классные руководители
«Последний звонок» (4-е классы)
май
театральное представление
Администрация, учитель музыки, классные руководители
Изучение уровня личностного роста 1-4 классов)
в течение года
анкетирование, диагностика
5 класс
«Моя Родина – Россия»
сентябрь
Классный руководитель
«Цицерон о старости»
октябрь
«Путешествие в стану Законию»
ноябрь
«Твои права и права других»
ноябрь
«Сказка о том, что бывает, если люди правил дороги не знают»
декабрь
«Лучше учиться на чужих ошибках»
декабрь
« Традиции земли родной»
январь
«Правила поведения учащихся в школе и вне»
февраль
« Славим имя твое – Защитник»
февраль
« Друг это тот кто рядом в беде»
март
« Беречь природу значит беречь жизнь»
апрель
« Правила безопасного отдыха»
май
6 класс
«Бытовой и уличный травматизм. Как его избежать»
сентябрь
Классный руководитель
«Символ Родины моей»
сентябрь
«Наркотики – зло»
октябрь
«Воспитанный человек – всегда и везде»
октябрь
«Законы страны – твои законы »
ноябрь
«Если с другом вышел ты…»
декабрь
«Помоги тому кто слаб»
декабрь
«Как стать успешным»
январь
« Город моего детства»
февраль
«Красота мира вокруг тебя»
март
«ПДД – твои правила»
апрель
« Если мы едины – мы непобедимы
май
7-9 класс
«Путешествие по Правограду»
сентябрь
Классный руководитель
«Моя Родина – Россия»
сентябрь
Дискуссионный практикум «Подростковые группировки и неформальные молодежные движения»
октябрь
«Подростки и алкоголь»
ноябрь
« Страна хорошего тона»
ноябрь
« Права, свободы и обязанности»
декабрь
«Сок – шоу» агит. акция за ЗОЖ
январь
«Жизнь без сигарет»
январь
«Умей общаться со всеми и всегда»
февраль
«Армейские забавы»
март
«Девочка, девушка, женщина!»
март
«Моя будущая профессия»
апрель
«Молодежный сленг – «за» и «против»
апрель
« Береги красоту своей земли»
май
« Твой выбор – твоя дорога»
май
Предполагаемым результатом
данной духовно-нравственной воспитательной программы является:
Для педагога.
1.Формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа,самооценки, самоуправления.
Это необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам. Средствами воспитания являются деятельность, общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закрепленными Уставом школы. Деятельность любого вида должна привести к личному успеху, должна быть не бесполезной для людей, нравственно и экономически значимой. Ведущие виды деятельности: познавательная, интеллектуальная, эстетическая, физическая, спортивная, духовная. В общении педагога с детьми должны реализовываться следующие правила:
умение выслушивать его до конца;
не принимать за него решения, а побуждать его сделать это самостоятельно;
открытость и доступность учащимся.
Отношения педагога и ученика строятся на взаимном уважении, доверии, справедливости и требовательности.
Планируемые результаты. Для учащегося.
Знание и понимание учащимися истоков отечественной русской культуры, традиций русского народа и других малых народностей Родины, способность к творчеству в пространстве русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты.
Духовно-нравственный потенциал подрастающего поколения. Высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. Гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей.
Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности, экологической культуре.
Взаимодействие семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания, школа – центр социокультурной среды.
Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.
Ученики должны быть:
внимательны друг к другу и к окружающим, открыты миру и людям;
обладать индивидуальными способностями и интересами, уметь работать творчески, уметь самостоятельно добывать знания, не пугаться нестандартных ситуаций, с интересом искать и находить их решение;
самостоятельны, владеть самоконтролем и самооценкой;
способны к изменению самих себя.
Воспитательные результаты и эффекты деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, школе, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не простоузнает о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника представителями различных социальных субъектов за пределами школы, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно-ориентированной социально значимой деятельности.
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Формы подведения итогов реализации программы
При подведении итогов реализации Программы (ежегодно в м