Главная | Регистрация | Вход | RSS | Вторник, 19.03.2024, 15:36 |
МБОУ ООШ № 20 | |
Приветствую Вас Гость |
|
Учебный план
УЧЕБНЫЙ ПЛАН для детей ОВЗ (ЗПР) вариант 7.1; 7.2. ПО МУНИЦИПАЛЬНОМУ БЮДЖЕТНОМУ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ № 20 ГОРОДА НОВОШАХТИНСКА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ 2017-2018УЧЕБНЫЙ ГОД Пояснительная записка к учебному плану начального общего образования в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ОВЗ МБОУ ООШ № 20, реализующие адаптированную образовательную программу для детей с задержкой психического развития
Учебный план разработан на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1598 с учетом санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» и является основой для формирования учебных планов МБОУ ООШ № 20, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с задержкой психического развития (далее - ЗПР). Основные положения Пояснительной записки к учебному плану разработаны на основе федеральных нормативных правовых документов. Учебный план фиксирует максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; определяет часть, формируемую участниками образовательных отношений; распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам и учебным предметам. Учебный план отражает и конкретизирует основные показатели: перечень учебных предметов; недельное распределение учебного времени, отводимого на освоение содержания образования по классам, учебным предметам; максимально допустимая недельная нагрузка обучающихся. При разработке учебного плана МБОУ ООШ № 20, реализует адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с задержкой психического развития, необходимо учитывать, что учебный план является компонентом адаптированной основной образовательной программы начального общего образования (далее - АООП НОО). Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования раскрывает специфику деятельности образовательной организации в содержательном и процессуальном направлениях. АОПП НОО рассматривается как возможная модель пути достижения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья планируемых результатов начального общего образования. Учебный план в рамках ФГОС является только одним из основных организационных (помимо целевых и содержательных) механизмов выполнения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования, наряду с которым на уровне начального общего образования разрабатывается система условий реализации АОПП НОО и план внеурочной деятельности. Учебный план представляет собой организационный компонент реализации образовательных программ начального общего образования, отражает обязательность единого образовательного пространства, обеспечивает доступность получения качественного образования в соответствии с требованиями ФГОС. Учебный план – нормативный правовой документ, устанавливающий перечень учебных предметов, курсов, дисциплин и объем учебного времени, отводимого на их изучение по уровням общего образования и классам (годам) обучения, формы промежуточной аттестации обучающихся. Учебный план отражает цели и задачи образовательной программы начального общего образования образовательной организации, ориентированной на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС. В ходе освоения учащимися учебных программ формируются базовые основы начального общего образования, создается фундамент для освоения программ основного общего образования: - система учебных и познавательных мотивов: умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат; - познавательная мотивация, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, основы нравственного поведения, здорового образа жизни. Обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений, отражают содержание образования, которое обеспечивает духовно-нравственное формирование учащихся, их личностный рост: - формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; - готовность обучающихся к продолжению образования на уровне основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям; - формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; -личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью. Содержание образования на уровне начального общего образования реализуется преимущественно за счет введения учебных предметов, обеспечивающих целостное восприятие мира. Организация учебной деятельности осуществляется на основе системно-деятельностного и дифференцированного подходов, а система оценки обеспечивает индивидуальные достижения учащихся. Учебный план включает все предметные области в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает учебные занятия: - для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов; - учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся с ОВЗ, в том числе этнокультурные; - увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; - введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии; - введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов. Своеобразный характер первичного нарушения у детей с ЗПР (развитие эмоционально-личностной сферы, развитие познавательной деятельности) и его последствий (задержки психического развития церебрально-органического генеза, своеобразие мыслительной деятельности и другие нарушения психофизического развития) определяет наличие особых образовательных потребностей, реализация которых осуществляется не только в ходе общеобразовательной подготовки, но и в процессе коррекционной работы. В соответствии с ч.2 ст.79 и ч.3 ст.79 Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия для получения образования, включающие в себя проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий. Внеурочная деятельность формируется из часов, необходимых для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ и в сумме составляет до 10 часов в неделю на каждый класс, из которых не менее 5 часов предусматривается на реализацию обязательных занятий коррекционной направленности, остальные - на развивающую область с учетом возрастных особенностей учащихся и их физиологических потребностей. Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО. Коррекционно-развивающая работа направлена на обеспечение развития эмоционально-личностной сферы и коррекцию ее недостатков; познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирования произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекцию нарушений устной и письменной речи, психолого-педагогическую поддержку в освоении АООП НОО. Выбор коррекционно-развивающих занятий, их количественное соотношение, содержание самостоятельно определяется образовательной организацией, исходя из психофизических особенностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР на основе рекомендаций ПМПК и ИПР обучающихся. Кроме специальных коррекционных занятий и уроков, коррекционная работа осуществляется в ходе всей образовательной деятельности. Коррекционные мероприятия могут реализовываться как во время внеурочной деятельности, так и во время урочной деятельности.Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и праздничные дни. Часы, отведенные на внеурочную деятельность, могут быть использованы для: проведения общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев. Допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в пределах одного уровня общего образования, а также их суммирование в течение учебного года (СанПиН 2.4.2.3286-15). Продолжительность учебного года для каждого класса определяется календарным учебным графиком, в соответствии с которым утверждаются объемы учебных программ, график промежуточной аттестации, график учебных и календарных дней, расписание учебных занятий. Учебные предметы и формы промежуточной аттестации учащихся ежегодно определяются решением Педагогического совета и утверждаются приказом директора на основе нормативного локального акта - «Положение о формах, периодичности и порядке проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся». Примерные формы проведения промежуточной аттестации учащихся: контрольные работы, тесты, компьютерное тестирование, диктанты, проверочные работы, учебный проект. Продолжительность учебного года для обучающихся 1 класса составляет 33 учебные недели; для обучающихся других классов – не менее 34 учебных недель. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом – не менее 8 недель. Обучение в первом (первом дополнительном) классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований: - использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день до 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока до 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока до 40 минут каждый); - обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий; - организуются дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения. Учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену. Специфика примерных учебных планов определяется тем, что содержание образования детей с ЗПР, особенно на начальном этапе, не идентично образовательной программе общего образования. Содержание специального образования включает фундаментальное ядро содержания общего образования, коррекционную работу, образовательно-воспитательную работу и внеурочную деятельность. Различия в психофизическом развитии детей с ЗПР и соответственно в образовательных потребностях обуславливают необходимость создания нескольких вариантов учебных планов. Региональный примерный учебный план разработан для осуществления образовательной деятельности по адаптированным основным общеобразовательным программам для детей с ЗПР с учетом особенностей обучающихся и включает в себя 2 варианта: Вариант 7.1. – для образования обучающихся с ЗПР, достигших к моменту поступления в школу уровня психофизического развития, близкого возрастной норме, позволяющего получить НОО, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки. (1-4 классы). Одним из важнейших условий является устойчивость форм адаптивного поведения. Достижения планируемых результатов освоения АООП НОО определяются по завершению обучения в начальной школе. Вариант 7.2. - для образования обучающихся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп или неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и других познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Достижения планируемых результатов освоения АООП НОО определяются по завершению обучения в начальной школе. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляет для вариантов 7.1. и 7.2. - 20% от общего объема. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО для вариантов 7.1. и 7.2. является достижение предметных и метапредметных результатов и достижение результатов, освоения программы коррекционной работы. Итоговая аттестация на уровне начального общего образования должна проводиться с учетом возможных специфических трудностей обучающегося с ЗПР в овладении письмом, чтением или счетом. Вывод об успешности овладения содержанием АООП НОО должен делаться на основании положительной индивидуальной динамики.
Содержание учебной деятельности. Вариант 7.1. предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 - 4 классы). Обязательные предметные области учебного плана, учебные предметы и основные задачи реализации содержания предметных областей соответствуют ФГОС НОО. Неспособность обучающегося с ЗПР полноценно освоить отдельный предмет в структуре АООП НОО не должна служить препятствием для выбора или продолжения ее освоения, поскольку у данной категории обучающихся может быть специфическое расстройство школьных навыков (дислексия, дисграфия, дискалькулия), а также выраженные нарушения внимания и работоспособности, нарушения со стороны двигательной сферы, препятствующие ее освоению в полном объеме. Реализация содержания адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для учащихся с ЗПР варианта 7.2. осуществляется в пролонгированные сроки. В ходе освоения образовательных программ начального общего образования формируется речевая деятельность, внутренняя позиция обучающегося, определяющая новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития, базовые основы знаний и надпредметные умения, составляющие учебную деятельность обучающегося начальных классов: - система учебных и познавательных мотивов: умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат; -универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные); - познавательная мотивация, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, основы нравственного поведения, здорового образа жизни. Учебный план включает обязательную часть учебного плана и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана МБОУ ООШ № 20, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки. Обязательная часть примерного учебного плана начального общего образования для варианта 7.1. составляет 80%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений – 20% от максимального общего объема нагрузки обучающихся. Обязательная часть учебного плана включает обязательные предметные области: русский язык и литературное чтение, иностранный язык, математика и информатика, обществознание и естествознание (окружающий мир), основы религиозных культур и светской этики (вводится в 4-ом классе), искусство, технология, физическая культура. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает индивидуальные потребности обучающихся и предусматривает: ü учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов; ü учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся с ОВЗ, в том числе этнокультурные; ü увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; ü введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии; ü введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся в 1 классе в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями отсутствует. В части, формируемой участниками образовательных отношений, предпочтительно использовать курсы, способствующие усвоению полноценных жизненных компетенций и использованию полученных знаний в реальных условиях. Предметная область «Русский язык и литературное чтение» (русский язык и литературное чтение)направлена на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую предметную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием. Предметная область «Математика и информатика» (математика) направлена на овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи. Предметная область «Обществознание и естествознание» (окружающий мир) направлена на овладение основами культурологической грамотности и соответствующих ей компетенций: умения использовать разные методы познания, соблюдать правила поведения в природе и обществе, способность оценивать свое место в окружающем мире, участвовать в его созидании и др. Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционально-положительного отношения к миру природы и культуры, воспитывает духовность, активность, компетентность подрастающего поколения России, способного на созидание во имя родной страны и планеты Земля. Предметная область «Искусство» (изобразительное искусство, музыка) на развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. Предмет «Изобразительное искусство» изучается в объеме 34 часов (1 час в неделю). Предмет «Музыка» изучается в объеме 34 часов (1 час в неделю). Предметная область «Технология» (технология) формирует практико-ориентированную направленность содержания обучения, которая позволяет реализовать практическое применение знаний, полученных при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), в интеллектуально-практической деятельности учащегося; это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобразительности, гибкости мышления у обучающихся. Овладение технологическими приемами ручной обработки материалов. Предметная область «Технология» (технология) изучается в объеме 34 часов (1 час в неделю). Предметная область Физическая культура(физическая культура) изучается в объеме 3-х часов в неделю с 1 по 4 классы (приказ Минобразования России от 30.08.2010 №889). Содержание образования по физической культуре определяется общеобразовательными программами, разрабатываемыми образовательными учреждениями самостоятельно на основе федерального государственного образовательного стандарта общего образования и примерных основных образовательных программ. Занятия по физической культуре должны проводиться в строгом соответствии с группой здоровья. При организации, планировании и проведении уроков физической культуры общеобразовательным учреждениям не рекомендуется: – сдваивать уроки физической культуры, – заменять уроки физической культуры другими формами занятий и, в частности, занятиями в спортивных секциях или внеурочными мероприятиями. При разработке содержания учебного предмета «Физическая культура» необходимо учитывать состояние здоровья обучающихся и деление их в зависимости от состояния здоровья на три группы: основную, подготовительную и специальную медицинскую (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.10.2003 № 13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»).
|
|
Copyright MyCorp © 2024 |
Конструктор сайтов - uCoz |